Зарегистрированное обозначение — инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса.
Регистрация товарного знака поможет:
- защитить от недобросовестных конкурентов
- предотвратить ввоз контрафактной продукции на территорию страны
- продать франшизу
- предотвратить риски рейдерских захватов
- сформировать имидж
- оптимизировать налогообложение
- получить допуск к торговым площадкам
Соотношение вида товарного знака и объема прав
Чаще всего в качестве товарного знака регистрируют словесные обозначения, изображения и их комбинации. Каждый из этих видов знаков предоставляет разный объем прав, поэтому их выбор имеет большое значение.
Мы рекомендуем подавать на регистрацию словесное обозначение. В этом случае правообладатель получит максимальный объем прав – название можно использовать в любых цветах с любыми изображениями и шрифтами.
Но есть слова, которые зарегистрировать нельзя, например – оскорбительные призывы, непристойные выражения, обещание заведомо невыполнимого (“минус 10 лет”, “похудей на 100%”). Рассмотрим и другие нерегистрируемые случаи.
- Если обозначение описывает качества товара или услуги
Например, на слова «хлеб» или «соль» правовая охрана не распространяется, если эти обозначения относятся к продуктам питания (но будет распространяться на название рекламного агентства “Соль земли”).
- Если обозначение носит указательный характер
Слова, прямо указывающие на суть товара или услуги, например, пекарня, стоматология, печенье – это тоже неохраняемые элементы. В этом случае можно заявить на регистрацию комбинированное обозначение. При этом текст должен занимать меньшую часть логотипа, а изображение — бóльшую, например, две три или больше.Также такое название можно зарегистрировать, если доказать эксперту, что у потребителя сформировалась устойчивая связь между обозначением и конкретным производителем товаров и услуг. Для этого нужно собрать материалы, подтверждающие, что название приобрело различительную способность. Это могут быть, например, публикации в СМИ, записи телевизионной рекламы, результаты социологических опросов, фотографии с выставок. Чем более ранние материалы удастся собрать, тем сильнее вероятность, что эксперт учтет их при вынесении решения о регистрации.
- Если обозначение ложное, вводящее в заблуждение или противоречащее нормам морали и этики
В этом случае ничего не поможет – эксперт вынесет решение об отказе в регистрации. Если вы действительно хотите зарегистрировать товарный знак, рекомендуем пересмотреть название бренда. Примеры таких обозначений — «Долгожитель» для алкогольной продукции или «Вечная жизнь» для фармпрепаратов.
- Если обозначение сходное или тождественное с ранее зарегистрированным товарным знаком
В этом случае регистрация возможна в трех случаях:
– Ликвидация правообладателя
Товарный знак действует в течение 10 лет с возможностью продления, но если правообладатель – юридическое лицо ликвидировано раньше – товарный знак можно аннулировать. Для этого – необходимо проверить актуальный статус правообладателя на сайте ФНС, оплатить государственную пошлину и подать заявление о досрочном прекращении товарного знака в ФИПС. Ведомство отправит запрос в адрес компании с просьбой подтвердить, что деятельность ведется. Если в течение 2-х месяцев ответа не будет, то действие товарного будет прекращено.
– Досрочное прекращение действия товарного знака из-за неиспользования.
Когда нельзя установить связь товарного знака и его правообладателя, то можно предположить, что он он его не использует. Если это происходит на протяжении 3 последних лет, то действие знака можно прекратить досрочно в судебном порядке – в России такие заявления рассматривает суд по интеллектуальным правам. Отметим, что в данном случае бремя доказывания использования товарного знака возлагается на правообладателя.
– Доработка логотипа
Попробуйте изменить свое обозначение – можно изменить смысловое наполнение или добавить «сильные» слова. В каждом случае такой набор инструментов будет отличаться в зависимости от ваших целей и степени сходства обозначений. К примеру, компания продаёт постельные принадлежности — подушки — но товарный знак “Подушка” уже принадлежит другому правообладателю. Добавление слова “эко” ничего не даст (“слабое” слово), в то время как у названия “Царство Подушек” отличные шансы. Аналогично, обозначение “ПрофКонсалтинг” для консалтинговой фирмы будет “слабым”, а “Консалтинград” — сильным.